Гигантский паук обещает облегчить боль при синдроме раздраженного кишечника

Молекулы яда одного из крупнейших в мире пауков могут помочь исследователям из Университета Квинсленда разработать болеутоляющие средства для людей с синдромом раздраженного кишечника (СРК).

Исследователи проверили 28 пауков, из которых наиболее многообещающим оказался яд венесуэльского птицееда голиафа, у которого размах ног достигает 30 сантиметров.

Команда под руководством профессора Ричарда Льюиса из Института молекулярной биологии UQ в сотрудничестве с профессором Университета Флиндерса Стюартом Брайерли и Южно-Австралийским институтом здравоохранения и медицинских исследований надеются найти эффективное обезболивающее при хронической кишечной боли.

«Все боли сложны, но боль в кишечнике особенно сложно лечить, и от нее страдают около 20 процентов населения мира», - сказал профессор Льюис.

«Современные лекарства не способны эффективно обезболивать многих пациентов до того, как побочные эффекты ограничивают дозу, которую можно вводить». Профессор Брайерли сказал, что СРК и другие заболевания желудочно-кишечного тракта и мочевого пузыря вызывают хроническую висцеральную боль - боль, которая влияет на внутренние органы.

«Внутренние органы имеют сложную сеть сенсорных нервов, которые имеют широкий спектр потенциалозависимых ионных каналов и рецепторов для обнаружения раздражителей», - сказал он.

«Гиперчувствительность этих нервов при заболеваниях часто способствует развитию боли».

Управляемые напряжением ионные каналы открываются и закрываются в ответ на изменения клеточной мембраны, а их дисфункция определяется как причина хронической висцеральной боли.

Профессор Льюис сказал, что яды пауков содержат сотни мини-белков, известных как пептиды, которые могут препятствовать открытию потенциалзависимых ионных каналов.

«К сожалению, эти пептиды не полностью селективны для лечения боли», - сказал он.

«Наша цель состояла в том, чтобы найти более специализированные блокаторы боли, которые являются сильнодействующими и нацелены на натриевые каналы боли при хронической висцеральной боли, но не те, которые действуют в сердце и других каналах».

Команда обнаружила, что два пептида, выделенные из яда птицеедов, ингибируют наиболее важные ионные каналы, лежащие в основе боли, один из которых особенно эффективен при сокращении чувствительных нервов мочевого пузыря и толстой кишки и почти останавливает хроническую висцеральную боль на модели СРК.

«Теперь у нас есть действительно четкое понимание структуры и функции этих пептидов яда пауков», - сказал профессор Льюис.

«Высокоселективные из них обладают потенциалом для лечения боли, в то время как другие полезны в качестве новых исследовательских инструментов, позволяющих нам понять основные движущие силы боли при различных заболеваниях»