Не только «Крик». Пять фактов об Эдварде Мунке и его выставке в Третьяковке

В Третьяковской галерее открывается беспрецедентная выставка Эдварда Мунка, известного во всем мире прежде всего по картине «Крик». В России в таком объеме норвежского экспрессиониста показывают впервые: из музея Осло привезли около 70 живописных и более 30 графических работ. Куратор Татьяна Карпова рассказала РИА Новости о том, что нового этот проект откроет зрителю.

«Картина «Крик» затмила своего автора, — говорит Татьяна Карпова. — Она стала частью массовой культуры, воспринимается как клише». Художник создал несколько вариантов этого шедевра в разных техниках, есть ранние версии, где на переднем плане изображены люди.

«Это символ ужаса, — продолжает куратор. — Мы видим некое существо, извивающееся, как червяк. У него есть только глаза и открытый рот. Кричит сама природа, а человек закрывает уши от этого звука».

Считается, что на художника произвела огромное впечатление перуанская мумия, которую он увидел на Всемирной выставке в Париже. А багровый закат, изображенный на картине, якобы был вызван извержением вулкана.

"Но кровавые закаты можно наблюдать над Осло-фьордом и безо всяких вулканов. Сам Мунк писал, что во время прогулки с друзьями он увидел красные облака. Спутники ничего не заметили, а он услышал страшный крик природы. Но не надо забывать, что у каждого художника свои источники вдохновения", — отмечает куратор.

«Фигура, полная ужаса, пытается защитить себя от крика, который давит и надвигается, — объясняет искусствовед. — Эта работа — конечно, предчувствие. Мунк ненавидел войны, хотя среди его друзей были те, кто их приветствовал. Он воспринимал Первую мировую как войну гражданскую и не понимал, как европейские страны могут воевать между собой».

Интересно, что массовое распространение картина получила задолго до эпохи интернета и во многом благодаря самому художнику. «Мунк решил овладеть печатными техниками, учился этому в Германии у того же художника, что и Валентин Серов, — рассказывает Татьяна Карпова. — У него был свой печатный станок. И он прекрасно понимал, что картины слишком дороги в отличие от графических листов. К тому же иногда ему было удобнее делать графические выставки».

Распространяя графику, художник популяризовал сюжеты своей живописи и достигал коммерческого результата. С другой стороны, он оттачивал сами сюжеты, освобождаясь от деталей, оставляя только самое главное. Мунк печатал прежде всего «Крик», «Страх», «Меланхолию» — сохранилось более 15 тысяч оттисков. В основном они хранятся в музее Мунка в Осло, с которым Третьяковка и организовала выставку.

Из-за «Крика» многие считают Мунка художником весьма мрачным. Но это, подчеркивает Татьяна Карпова, заблуждение. «На втором этаже нашей выставки — пейзажи, очень светлые. По словам самого Мунка, он занялся творчеством, чтобы выйти к свету и помочь выйти к свету другим», — отмечает куратор.

На окраине Осло (во времена Мунка — Кристиании) у художника был дом, яблоневый сад из четырех сотен деревьев и теплицы. «Он был обязан заниматься хозяйством, поддерживать все в должном состоянии, поскольку это было садовое товарищество», — говорит Татьяна Карпова.

"Он жил там посреди прекрасной природы, — рассказывает куратор. — А совсем недалеко — Осло-фьорд с его потрясающими видами, где он тоже писал пейзажи".

Художник с удовольствием делал и портреты тех, кто приезжал к нему в гости. Он называл друзей ангелами-хранителями. «О нем иногда думают как о человеке отстраненном и эгоистичном, — продолжает искусствовед. — Мунк, конечно, оберегал свое личное пространство, необходимое для творчества, но он был очень привязан к друзьям, многим материально помогал».

«Художник страдал разными зависимостями, однако смог это преодолеть. Много пил и курил, был заядлым игроком в карты, — перечисляет Татьяна Карпова. — В какой-то момент дошел уже до такой степени агрессии, что чуть не застрелил приятеля. Осознав, что ему нужна помощь, восемь месяцев лечился от алкоголизма в клинике доктора Якобсона в Дании. Кстати, потом Мунк переживал, будут ли его картины, написанные после лечения, так же хороши. Но избавление от зависимости не повлияло на качество живописи».

Сам мастер признавался, что еще он излечился от «токсичных» женщин. В молодые годы у него был роман с богатой молодой норвежкой Туллой Ларсен. Эта история, полная ревности, разрывов и возвращений, закончилась печально: во время выяснения отношений прозвучал выстрел, пуля покалечила левую руку художника.

"Женщины преследовали Мунка, его называли самым красивым мужчиной в Норвегии, что было правдой, — делится подробностями куратор выставки. — Но он сделал выбор в пользу творчества".

«У него не было семьи и детей, — рассказывает Татьяна Карпова. — Он считал, что не имеет права передавать наследственные заболевания потомкам, а в его семье были и душевные недуги, и туберкулез. Сам он в детстве и юности не раз побывал на грани жизни и смерти. Практически все в его семье умерли довольно рано, только он дожил до 80 лет».

Особый раздел выставки — фотографии художника. «У него был фотоаппарат Kodak, показываем знаменитые «селфи» Мунка. Он фотографировал себя с вытянутой руки или ставил камеру на штатив. Снимался на улице в полный рост, есть обнаженные фотографии, сделанные на пляже, есть снимки его сада со скульптурами».

Куратор уточняет, что художник любил посылать фотографические открытки друзьям: на снимке он наносил пером рисунок и добавлял фигуры. Такой коллаж тоже представлен на выставке.

«У него был непростой творческий путь, — заключает Татьяна Карпова. — Он получал стипендии, на которые жил во Франции и Берлине. Но выставки в Норвегии проваливались, пресса его просто уничтожала. Художника не понимали и не принимали. Тем не менее он был очень упорен, при поддержке друзей и почитателей его таланта постоянно устраивал выставки в Берлине, Копенгагене, Праге и в конце концов получил признание на родине».

МИА «Россия сегодня» выступает информационным партнером выставки.

Источник: ria.ru

Share with:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *