Внутренняя война немецкой автомобильной семьи Порше

Внутренняя война немецкой автомобильной семьи Порше

Истории семейных бизнес-империй обычно следуют довольно простому сценарию: первое поколение создает бизнес, второе консолидирует его, а третье разрушает его. Всего год назад казалось, что история семьи Порше не станет исключением. Как это ни парадоксально, но их спас дизельгейт.

В апреле 2015 года казалось, что целая эпоха истории Volkswagen подходит к концу. Фердинанд Пьех - председатель совета директоров и внук реального основателя компании - был вынужден уйти в отставку. Человек, который оказался самым холодным и самым недобросовестным лидером в немецком бизнесе и прославился привычкой разрушать даже свое собственное протезирование, если они с ним не соглашались, на этот раз проиграл такому протеже - генеральному директору Мартину Винтеркорну.

Фердинанд Пьех вместе со своим двоюродным братом Вольфгангом Порше является основным акционером Volkswagen. Эти двое контролируют 51% голосующих акций через семейную инвестиционную компанию Porsche Automobil Holding SE. Остальные голосующие акции Volkswagen распределяются между Нижней Саксонией (20%), Катарским холдингом (17%), Porsche GmbH (2,4%) и другими (9,9%).

Когда в апреле прошлого года Пье в своем характерном стиле сказал Der Spiegel, что он «больше не доверял» Winterkorn, многие решили, что песня генерального директора уже спета - как это случилось с его предшественником Берндом Пишетридером или его коллегой в Porsche. Венделин Видекинг. Но на этот раз счет Пиэ пошёл не так. Его двоюродный брат и представители саксонского правительства отличались от него, и даже могущественные союзы, которые до недавнего времени были его главным оружием против противников, на этот раз предпочитали Винтеркорн.

Но те, кто списал Пих, были в конечном итоге разочарованы. Открытие печально известной Dieselgate произошло за два дня до даты, когда совет директоров должен был предложить новый контракт Винтеркорну. Все еще неспособный наслаждаться его победой, генеральный директор был свергнут, и теперь его главной заботой является избавление от него без приговора. И Пье, не выходя на сцену, смог ловко продвигать на рынок нового босса своей компании, еще одного Матиаса Мюллера.

В 1931 году дед Пиха, автомобильный инженер Фердинанд Порше, основал в Австрии свою собственную компанию, которая занималась разработкой автомобильных технологий, главным образом для гонок.

Когда Адольф Гитлер объявляет конкурс на разработку доступного «народного автомобиля», он поворачивается к Porsche. В результате получается знаменитая «черепаха», или «Жук» - самая длинная машина в истории. Фюрер вдохновлен моделью чешских Татр и связывает Porsche со своим дизайнером Гансом Ледвинкой. В окончательной версии «Жука» есть много особенностей «Татр» (сам Порше признает, что он и Ледвинка «взаимно смотрели на ноты свысока»), и чехи подали десять дел о нарушении патентных прав. Порше робко сообщает об этом фюреру, но Гитлер заверяет его: «Я позабочусь об этой проблеме». После оккупации Чехословакии в 1938 году Гитлер приказал отозвать претензии и Татру перенаправили на грузовики, освободив территорию для его любимого проекта.

Сам Фердинанд Порше родился в Чехии, Чехия, а после распада Австро-Венгрии выбрал чешское гражданство. Лишь в 1930-х годах он получил немецкий паспорт (согласно одной легенде, лично оформленной Йозефом Геббельсом). Porsche стал членом нацистской партии и СС, а во время войны разрабатывал танки и даже компоненты для ракет Fau-1. В 1945 году он был снят с поста председателя совета директоров Volkswagenwerk и арестован за военные преступления. Он никогда не был осужден, но проводит 20 месяцев в тюрьме. В это время его сын Ферри, оставленный для управления семьей Порше, начал работать над созданием собственной машины. Это прототип 356 - начало легенды Porsche. Знаковый статус компании в сегменте спортивных автомобилей был подкреплен введением первого 911 в 1963 году.

В то время как Ferry концентрируется на Porsche в Штутгарте, его сестра Луиза занимается другой частью семейного бизнеса - компанией Porsche Holding в Зальцбурге, которая импортирует автомобили, в том числе Volkswagen. Будучи частью клана Порше, Луиза и ее наследники носят фамилию своего мужа - австрийского адвоката Антона Пьеха, который стал одним из менеджеров Volkswagen и правой рукой Фердинанда Порше во время войны. Отношения между братом и сестрой натянуты, и это передается их в общей сложности восьми детям (каждый из которых владеет 10% семейного бизнеса). В 1970-х годах двоюродные братья даже наняли психологов, чтобы сгладить трения.

Помимо их имен, две семьи отличаются по своему менталитету и даже по способу, которым они воспитывают своих детей. Луиза отправляет ее в школу-интернат, где, по воспоминаниям Фердинанда Пьеха, условия спартанские, и он должен сражаться, чтобы выжить. Со временем Пих признает, что пребывание там заставило его чувствовать себя «крайне недоверчивым к другим». С другой стороны, четверо сыновей Ферри Порше ходят в школы, которые работают по системе Вальдорфа и учат детей уважению, любви и свободе. Школы, в которых, согласно оскорбительному определению Пи, они изучают «ремесла, вязание и пение».

Семейные ссоры стали настолько ожесточенными, что в 1970-х годах семьи Порше и Пи согласились, что никто из них не будет вовлечен в непосредственное управление бизнесом. Вместо этого они остаются в совете и сохраняют 100% голосующих акций. Решение полностью устраивает представителей Porsche, но не Фердинанда Пьеха, который к тому времени считался наиболее вероятным будущим директором Porsche. Поэтому в 1975 году он начал работать в Audi, небольшой компании, принадлежащей Volkswagen.

Фердинанд Пих со своей последней женой Урсулой - бывшей няней его бывшей жены. Кто раньше был женой его двоюродного брата ...

Фактически, я выпил много, чтобы обвинить в драмах, которые потрясли клан. В 1972 году с женой и пятью детьми он начал отношения с Марлен Порше, женой своего двоюродного брата. Пи покидает семью и живет с ней. Эти двое были вместе в течение 12 лет и имеют двоих детей, хотя Пи, тем временем, становится отцом еще двух детей от других женщин. Многие из его родственников подозревают, что Фердинанд начинает роман с Марлен только для того, чтобы получить доступ к ее акциям, которые он приобрел после ее развода. удалось ее получить на наблюдательном совете VW).

Фердинанд Пьех превратил компанию Audi из скромной маленькой компании в одного из трех гигантов в премиальном сегменте.

Лишенный возможности управлять меньшей компанией своего деда, Фердинанд искал более крупную компанию. Он попал в Volkswagen через свою дочернюю компанию Audi, которая на протяжении ряда лет стала одним из основных игроков в премиальном сегменте. В 1993 году Пих уже был генеральным директором Volkswagen. В то время группа теряла более миллиарда долларов в год, и многие были на грани банкротства. Выпивка не только вернула его в прибыль, но и начала расширение, которое закончилось приобретением Bugatti, Lamborghini, Bentley, SEAT, Skoda и Ducati. Личным проектом Pieh было создание Bugatti Veyron, самого быстрого серийного автомобиля в истории.

Однако, отправляясь в Volkswagen, Пих уволил более 30 членов совета директоров, а также генеральных директоров Volkswagen и Audi. В конце 1994 года, через год после того, как он стал генеральным директором, несколько руководителей Volkswagen написали письмо тогдашнему председателю правления: «Этой компанией руководит человек с психопатическими чертами». Ставя под сомнение решение Пи, Фердинанд ответил ледяным тоном: «Я запомню твое имя».

В сентябре 2008 года Пье разозлил семью Порше, когда одним воздержавшимся он позволил сотрудникам выдвинуть идею, которую семья не одобрила. Затем они хотели выбросить Пи из наблюдательного совета и созвать собрание, но он не ответил и не взял трубку. Со временем гнев остальных утих, и он сохранил свое место.

В то же время его двоюродный брат Вольфганг Порше, который связан с Pieh в управлении Volkswagen, имеет репутацию доброжелательного бизнесмена и человека, который предпочитает примирение, когда это возможно. Однако, когда он говорит о Фердинанде, он почти никогда не упоминает его по имени. Он называет это или "мой двоюродный брат" или просто "F". Случилось даже сказать «имя, которое мы не будем упоминать».

За последние десять лет чрезвычайно сложные отношения между двумя семействами, а также между Volkswagen и Porsche стали еще более сложными. В 2005 году «карликовый» Porsche начал тихо покупать акции и опционы гиганта VW - многие видели в этом наступление семьи Porsche на своего двоюродного брата Пиха. 27 октября 2008 года тогдашний глава Porsche Wendelin Wiedeking объявил, что компании принадлежит 42% акций и опционов, а еще 31%. Это объявление вызвало одну из самых запоминающихся биржевых недель в Германии. Десятки хедж-фондов, торгующих так называемыми «короткими продажами» ценных бумаг VW, внезапно оказались не в состоянии покрыть свои позиции. Они начали яростные торги по нескольким оставшимся акциям в свободном обращении, подняв их цену с 200 до более 1000 долларов в неделю.

Затем кредитный кризис пришел на помощь Пие. Чтобы финансировать свою атаку, Porsche накопил миллиарды долгов, которые он больше не мог обрабатывать в разгар кризиса. Фольксваген контратаковал и, вместо того чтобы проглотить Порше, в свою очередь проглотил его. Больше всего порадовал Фердинанд Пих, который наконец получил контроль над компанией, основанной его дедом.

Между тем, 33 члена обеих семей уже вовлечены в бизнес. Но есть одно отличие. Представители Porsche четвертого поколения не только разговаривают друг с другом, но и обсуждают проекты будущего своего наследия - то, чего никогда не делали старшие в семье.



Поделиться: